Мы продолжаем рассказывать о важных моментах в истории ГТРК «Вятка» в наш юбилейный год. Так, в сентябре 1959 года студия ТВ объявила о конкурсе на должность диктора телевидения.
Для миллионов зрителей ее образ связан с целой эпохой на отечественном телевидении. Потому что первая — Лилия Лиханова. Манера, тембр голоса, внимание к собеседнику — в ней все привлекало с первых же минут.
ЛИЛИЯ ЛИХАНОВА (ЗЫКИНА), ПЕРВЫЙ ДИКТОР КИРОВСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ:
«Очень хорошо помню. Я не видела студии, я камеры не видела и вдруг мне суют бумажку с текстом «Добрый вечер, товарищи» и я должна была, мне сказали – «Смотри сюда и прочитай». И так я стала диктором».
Телевизионный диктор стал не только новой профессией, но и образцом стиля и моды. Какая прическа сегодня у ведущей, а какая кофточка, фасон блузки? Все это становилось темой обсуждения среди телезрительниц.
— Добрый вечер, товарищи. Кировское телевидение начинает свои передачи.
Фирменные улыбки и такой родной и узнаваемый голос останутся в сердцах миллионов. Наталья Фуфачёва, Нина Кащавцева, Елена Услова, Андрей Краев, Александр Ворожцов, Римма Деришева, Олег Новосёлов, Александр Глухов. Во времена, когда отсутствовала компьютерная графика, промо-ролики и элементарная «бегущая строка», диктор был ключевой фигурой в эфире.
— В нашей программе произошли изменения — предлагаем вашему вниманию передачу из цикла «Слово губернатора».
Час до эфира. Распеться, разговориться. Загримироваться. И — в вечерний выпуск. Пришла, увидела и включилась. Прямой эфир в первый же день работы. Тогда просто не было записи.
ВАЛЕНТИНА ПАЛКИНА, ДИКТОР ПРОГРАММ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ РАДИОВЕЩАНИЯ ГТРК «ВЯТКА»:
«15 минут, с папкой готовились, настраивали. Я сижу, мы хихи-хаха и мы выходили вечером в 17:30 и вот в 29 минут меня начинает трясти, такое ощущение, что я сейчас вскачу и выбегу. Мне рассказывали — сидишь — читаешь и вот говоришь, улыбаешься и папка поднимается — чуть не закрывает лицо».
Последний профессиональный диктор по конкурсу. Выбирали не только художественным советом — всем народом.
ВАЛЕНТИНА ПАЛКИНА, ДИКТОР ПРОГРАММ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ РАДИОВЕЩАНИЯ ГТРК «ВЯТКА»:
«Перед этим нас троих сняли — показали сюжет и сказали, кто больше нравится — пишите письма. Кроме комиссии писали телезрители и нас, когда вызвали оглашать, письма зачитывали и вот так получилось, что за одну девочку никто не проголосовал, за другую 3 и за меня 12. Так я и появилась 35 лет назад».
Особое место в профессии отводилось правильной речи, ударениям и интонации. В гримерной, рядом с пудрой и лаком, всегда находился толстенный справочник по правилам русского языка. Во времена, когда отсутствовала компьютерная графика, промо-ролики и элементарная «бегущая строка», диктор был ключевой фигурой в эфире. Все, чем жило телевидение: телепрограмма, новости, информация о погоде и даже экстренные сообщения — доносилось до зрителя исключительно диктором. Профессию, ставшую делом всей жизни. Диктор, как шутят, это уже – навсегда.
— Дикторы, которые идут на работу всегда проходили ее и утром, и днем, и вечером, я думаю они намотали не десятки километров и тысячи.
Знаменитая аллея в парке Гагарина — скольких дикторов она видела и еще увидит — одно из самых теплых воспоминаний. Его голос знаком многим поколениям слушателей Кировской области. Диктор радио — Сергей Герасимов. 40 лет в эфире — разве шутка. В 21 он придёт на конкурс и получит отказ. Но, кажется, это не остановит — только добавит интереса.
СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ, ВЕТЕРАН ГТРК «ВЯТКА»:
«Мне повезло, я благодарю судьбу, потому что первый раз главный режиссер меня встретил — Бучин и сказал — конкурс окончился. Второй конкурс я пришел во всеоружии и мог что-то читать, готовился, я прошел все туры, но меня не взяли».
На третий раз судьба улыбнётся — в штат возьмут. Перед этим будут месяцы стажировки. И кропотливой работы — над голосом и собой.
СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ, ВЕТЕРАН ГТРК «ВЯТКА»:
«Все равно смотришь, как они работают — тот стержень, который есть и когда закрывается дверь в студии ты должен забыть все — они всегда были собраны и им можно было позавидовать, как они умудрялись читать текст без суфлера».
Профессия с двумя сторонам одной медали, одна из которых – публичная и блестящая, другая – про то, что это всегда ежедневный нелегкий труд. Сегодня в кадре уже не дикторы — ведущие программ. Но смысл — один. Если ты работаешь в кадре — ты должен быть доброжелателен, ведь ты в какой-то степени приходишь домой. Домой к своему зрителю, когда он включает телевизор.