ИВАН ШВЕЦОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«В этом году в российские школы поступили новые учебники истории, это два учебника для 10 и два учебника для 11 класса. Это учебники по всеобщей истории и истории России. И главная особенность учебника для 11 класса в том, что там последний параграф посвящен современной истории и, в том числе, специальной военной операции».
В учебниках тексты параграфов дополняются множеством иллюстраций и объяснениями к ним, текстами источников, разнообразными вопросами и заданиями. После каждого раздела даны QR коды, которые содержат ссылки на архивные материалы и другие нужные источники информации, в том числе и на художественные фильмы. По планам министерства просвещения, к 2024-25 годам появятся единые учебники истории с 5 по 9 класс.
НИКОЛАЙ ЦЕЛИЩЕВ, ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ №28 Г. КИРОВА, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
«Учебник по истории — это первая ласточка того процесса по стране, когда будет создано единое образовательное пространство, когда все учебники должны быть едиными. Это правильно, потому что, когда ребенок переходит из школы в школу или переезжает из одного региона в другой, если он попадает в другие темы или уже изучались, или еще будут изучаться, возникает парадокс. В единой стране живем, а предметы изучаются по-разному».
В последние годы учебники по истории и другим дисциплинам неоднократно переиздавались, менялись, их многообразие приводило к тому, что из-за смены Федеральных Государственных образовательных стандартов, учебные книги не успевали состариться физически, как их надо было менять на новые. С появлением нового учебника эта практика постепенно должна сойти на нет.
ИВАН ШВЕЦОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«А вот это старые учебники истории, хотя назвать «старыми» их язык не поворачивается, например, вот эти куплены всего лишь в прошлом году. Но с этого года учить по ним уже не рекомендуется».
В новом учебнике основное внимание уделяется достижениям советского общества, послевоенному восстановлению, освоению космоса, прорывам в науке, созданию ядерного оружия, росту благосостояния граждан. Объективно оцениваются политические и экономические события 80-х и 90-х годов, анализируются причины распада СССР.
АНДРЕЙ МАШКОВЦЕВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК ВЯТГУ:
«Поменялись в значительной мере идеологические подходы, очень большое внимание уделено вопросам государственного развития, сменились акценты с негативных вещей, как делалось в 90-годы, с негативных моментов на вполне позитивные моменты, но это не значит, что какие-то вещи, связанные с историей страны лакируются. Там есть все, сказано о репрессиях послевоенного периода, о голоде 46-48 годов».
А во всех вузах страны с этого года вводится новый курс «Основы российской государственности». Он был разработан по поручению Президента России Владимира Путина. Основная задача курса — сформировать у студента целостную систему мировоззрения, основанную на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
АНДРЕЙ СЕМЕНО, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВЯТГУ:
«По итогам изучения этого курса у студента будет сформировано представление о российской цивилизации, студенты смогут соотнести себя с российским обществом, ощутить принадлежность российской идентичности и строить свою дальнейшую деятельность таких ценностных компонент, как гражданственность и патриотизм».
Уже скоро по новому предмету также появятся учебники, пока они доступны преподавателям только в электронном виде. Причем для гуманитариев и студентов технических специальностей будут изданы разные учебники, с учетом специфики их сферы знаний.