В современной России за последнее десятилетие интерес к чтению заметно повысился. Кроме того, по результатам опроса крупнейшей немецкой исследовательской компании GfK за 2017 год, Россия вошла в тройку самых читающих стран мира, заняв второе место в мировом рейтинге. 59% россиян заявили, что читают ежедневно или хотя бы раз в неделю. А по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2022 год — 92% опрошенных сообщили, что читают книги.
Это совсем иные показатели в сравнении с исследованием разработчиков «Национальной программы поддержки и развития чтения» за 2009 год. Тогда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Этому способствовала и конкуренция телевидения, и мультимедийные формы потребления информации. Десять лет назад Россия заняла в рейтинге 41-43 место среди 65 стран.
Актуальность чтения в современном мире остается важной темой. В условиях развития технологий, кажется, будто подавляющее большинство людей перестали читать. Но, как показывают исследования, – это не так. С появлением технологий возможностей для чтения стало намного больше. Если раньше, чтобы прочитать любого рода литературу, нужно было идти в библиотеку, покупать читательский билет, искать нужную книгу на многочисленных полках, то сегодня – многие книги можно найти в Интернете и, кроме того, бесплатно.
Объем прочитанных книг определяет культурный уровень человека. Согласно социологическому исследованию библиотекарей «Значение книги в современной жизни» за 2021, среди 223 участников от 11 до 50 лет и старше специалисты сделали вывод о том, что 63,1 % респондентов считают чтение «Способом развития личности», а 60,3 % прибегают к книге и чтению для «подготовки к учебе или по работе». Чтение для получения информации востребовано у 55% и такой же процент респондентов «любят читать». Поэтому для социализации человека в освоении знаний, культуры прошлого и настоящего, приобщении к идеям, ценностям и нормам, в которых нуждается общество – необходим текст.
Человек с детства учится понимать речь и слова. Значит, навык чтения нужен на каждом этапе развития человека. Детям на ночь читают сказки, в школах учат разным предметам, где, будь то литература, история или математика, мы сталкиваемся с текстом. Многое основано на теории, и без нее практика бывает трудна.
Для множества людей книги — наглядный пример того, как нужно правильно употреблять слова, выражения и обороты в речи. Именно благодаря чтению развивается наше мышление, проявляются знания и приобретенный опыт. Читательская грамотность — это, прежде всего, умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным примером. Поэтому так важно читать, не просто пробежавшись взглядом по буквам, но и вникать в смысл прочитанного.
Особенно, если человек хочет иметь богатую и красивую речь, стоит прибегать и к сложным книгам – к примеру, к классической художественной литературе. Л.Н Толстой, А.С Пушкин, Ф.М Достоевский и другие, в том числе и зарубежные авторыписали сложными, наполненными оборотами предложениями, описывали непростые характеры. Именно поэтому стоит читать художественные тексты. Именно в них можно почерпнуть образец грамотного использования языка.
Исходя из этого, можно предположить, что читающий человек, в том или ином роде, имеет преимущества перед не читающим. Например, умеет мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивую взаимосвязь явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения. Такой человек имеет хорошую память и активное творческое воображение, его владение речью становится выразительнее, строже и богаче. Чтение книг помогает нам точнее формулировать и свободнее писать, легче вступать в контакты, быть критичнее и самостоятельнее в суждениях и поведении.
Несмотря на вышеописанное, к сожалению, мы до сих пор наблюдаем случаи, когда чтение или пропадает из жизни или становится поверхностным. Да, в эпоху Интернета стало удобнее осуществлять поиск информации, но спектр внимания сместился, особенно у детей. Человеку предоставлены возможности в выборе того чем занять свое свободное время. И преимущество чаще всего отдается: играм, телепередачам, соцсетям, мультфильмам и иным способам досуга.
В 2022 году по заказу Российской государственной детской библиотеки, ВЦИОМ провели опрос. В нем участвовали 806 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет со всей России. Так, выяснилось, что среди участников из пятых классов 21% прочитали 1-2 книги за лето. Среди девятых классов показатель составил 35%. В целом, по результатам исследования социологи пришли к выводу, что подростки все чаще поверхностно читают любые доступные им «тексты в интернете», а чтение книг «становится все более сложным занятием для многих из них».
По словам доктора биологических и филологических наук Татьяны Черниговской, «мы столкнулись с ситуацией, когда нужно быстро, без остановки, перерабатывать большие блоки информации. Для этого просто необходимо поверхностное чтение… Другое дело, когда ты сидишь в имении и долго, медленно читаешь сонеты Шекспира — совершенно другая работа. Это разные процессы, которые по некоторому недоразумению называются одним и тем же словом».
Раньше, когда технологии были развиты не настолько хорошо, как сегодня, родители намного чаще читали детям на ночь книги: сказки, истории, рассказы. Даже я помню, какперед сном близкие читали мне сказки. Такая практика важна и в наше время. Но, по моим личным наблюдениям за детьми и родителями знакомых и друзей, часто старшее поколение невольно замещает книги на мультфильмы.
Это большая проблема, ведь на чтении строится развитие речи и интеллекта.Читая или слушая текст, ребенок представляет то, что в нем написано, развивает фантазию, способность придумывать линии развития сюжета и учится сопереживать героям. И не всегда мультфильмы могут заменить эту возможность.
Согласно результатам исследовательского проекта Аналитического центра НАФИ «Дети и книги – 2022. Читают ли россияне своим детям?», охватившего все регионы Российской Федерации, среди 1000 родителей детей в возрасте от 1 года до 6 лет 34% взрослых читают детям книги редко, а 5% совсем не делают этого.
Сегодня существует множество вариантов для познания литературы. И очень важно стремиться к развитию читательской культуры в любом возрасте. Умение вдумчиво читать любой новый текст, попавший на глаза, может пригодиться: в школе, в институте, на работе, а особенно в ознакомлении с важными документами. Для развития грамотностиможно обращаться к классической литературе. Для развития воображения — к рассказам о приключениях и так далее.
Подводя итог, хочется поставить точку на позитивной ноте: культура чтения важна в любые времена, применима к отдельной личности, к обществу, и к характеристике эпох. Если брать во внимание, что чтение для детей имеет такую же значимость, как для взрослых, то, как сказал английский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Ридли Скотт: «Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу». Текст и фото: Полина Береснева