Вспомнить лучшие традиции вятских народных ремесел — например, ткачество. В музее дымковской игрушки открылась новая выставка «Живая нить». Карина Алоян увидела экспозицию в числе первых.
Одно из древнейших ремёсел на Земле. Ткачество. Техника спустя века оживает в руках тех, кто ценит и любит русское творчество. Ольга Юрьевна признается — этот вид рукоделия нашел ее сам.
ОЛЬГА КОЙКОВА, МАСТЕРИЦА ПО ТКАЧЕСТВУ:
«Станок очень интересно сделан — без единого гвоздя, эти станы, станок назывался кросс и было сделано из корня дерева».
Детали деревянные, ни одного шурупа, все на веревках. Этот ткацкий станок и сейчас выглядит, как сто лет назад. И ведь все работает. На то, чтобы просто продеть нити в ткацкий станок, уходило несколько часов. От мастерицы требовалось не только усердие, но и особое мировосприятие. Для них каждое изделие было наделено душой. Но и хитрости у каждой ткачихи — свои.
— Видите я через дно набираю на пальчик.
Техника ручного ткачества немного другая, и вообще считается самой первой. Технология обработки льна в деревенском хозяйстве не менялась веками. Сначала лён вместе с корнями выдёргивали из земли, то есть «теребили». Такой способ позволял сохранить естественную длину волокна.
ГАЛИНА БОГДАНОВА, ХУДОЖНИК, МАСТЕР ПО ТКАЧЕСТВУ:
«Ручной ткачество оно самое первое возникло, как только человек поселился на земле, нужно было быт обустраивать и себя от холода защищать, и земля предоставила возможность в виде трав — лен, крапива и человек научился эту ниточку обрабатывать».
Можно долго рассказывать, как это все интересно и красиво, но лучше один раз попробовать.
Когда-то в каждом доме стоял ткацкий станок, а мастерство наших ткачих знали далеко за пределами России. Когда из кучи разноцветных лент и ниток появляется орнамент или картина, это кажется чудом. Познакомиться с ним и попробовать себя в роли мастера или мастерицы может любой желающий.
НАДЕЖДА МЕНЧИКОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СХР-НХП «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»:
«Это все наша история, в последнее время перед нами ставится задача — обращение к культурному достоянию, а все эти промыслы это наш культурный код. И не просто зрительно, а чтобы дети все попробовали своими руками».
В наше время изделия хэнд-мейд — сделано своими руками — вновь обретают популярность. Редкие увлечённые специалисты сумели сохранить промысел таким, каким он существовал веками. Живая нить и, правда, возрождает связь времен.