В выставочном зале Вятского художественного музея открылась выставка картин Николая Ендальцева. Кто-то видит в его работах отзвук северного возрождения Голландии 16 века, кому-то картины Ендальцева напоминают полотна Марка Шагала. Но мастер, которому на днях исполняется 75 лет, не оглядываясь ни на какие оценки, продолжает писать в своей, только ему присущей манере. Как лица и сюжеты складываются в узнаваемые образы, одновременно трагические и лирические, фантастические и реальные — репортаж Ивана Швецова.
Персональная выставка под названием «Голгофа. Созерцания и прозрения» объединила 45 полотен, написанных за последние 30 лет. Одна из центральных работ в экспозиции — сцена распятия. Картина была написана в сложный период жизни мастера , когда он оставил работу в художественной школе. Здесь, как и на всех полотнах Ендальцева изображенные люди имеют реальные прототипы в жизни.
НИКОЛАЙ ЕНДАЛЬЦЕВ, ХУДОЖНИК:
«Это не Христос, это один из нас. За прообраз я взял одного слесаря, знакомого. Если так концепцию коротко сказать, мы побиваем друг друга. Это и зависть, и нехорошие мысли и высказывания».
Другая картина — Освящение колокольни — творчески переосмысленный, но вполне реальный эпизод из жизни художника. Когда в начале 90-х годов, гуляя возле Трифонового монастыря он увидел, как священник стал окроплять прихожан святой водой.
НИКОЛАЙ ЕНДАЛЬЦЕВ, ХУДОЖНИК:
«Он настолько восторженный , что мне хотелось, чтобы он воспрял . Поэтому такая вещь и получилась, просветленная и светлая. Там моя супруги и сын стоит, тоже гуляли со мной».
На выставку пришли друзья и коллеги художника по творческому цеху. Помогала готовиться к экспозиции и его жена, Анастасия Ендальцева, тоже художница.
АНАСТАСИЯ ЕНДАЛЬЦЕВА ХУДОЖНИЦА, СУПРУГА НИКОЛАЯ ЕНДАЛЬЦЕВА:
«Ему сейчас 75 лет, через 2 года у нас будет 50 лет совместной жизни. Он такой же легкомысленный, не меняется. Раньше 2-х часов ночи из мастерской он домой не возвращается. Он ушел, погрузился в этом и все».
Есть на выставке и новые ранее не известные широкой публике картины. Например триптих, посвященный Виктору Казаковцеву, больше известному как «Вятский модник».
НИКОЛАЙ ЕНДАЛЬЦЕВ, ХУДОЖНИК:
«Если вы посмотрите на работу, там Титаник у него, это американец, 1912 год. Работа называется ветер времени. Там и советское время. Он и пионер, и адмирал. И это интересно, он разные роли играет».
Одна из специфических тем в творчестве Николая Ендальцева – общественная и частная жизнь художников в Кирове. Своих главных героев автор передает с долей доброго юмора, взяв на себя роль стороннего наблюдателя.
ОКСАНА КОЛЕВАТОВА, ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА ВЫСТАВКИ:
«Здесь очень интересные портреты. Этих людей можно узнать, его соратников-художников, которые смотрят на нас с холстов».
АЛЕКСАНДР МОЧАЛОВ, ХУДОЖНИК:
«Николай редкий мастер со своим лицом, со своим сюжетом и содержанием».
В произведениях «Рождественские катания в Вятке» «Ярмарка» «Аукцион» художник запечатлел сцены, увиденные на улицах Кирова. Посетители вновь смогут увидеть картину «Танцы на Хлебной площади», причем, это копия, оригинал хранится в Третьяковской галерее. Помимо этого, на выставке впервые масштабное произведение, посвященное празднику в селе Ошеть и легендарная афиша с выставки в Доме Художников в Москве, с которой в 1993 году и началась известность Ендальцева как в России, так и за ее пределами.